театр, частный театр

Может ли частный театр быть прибыльным? Реальные истории и полезные советы

Для ответа на этот вопрос интернет-портал «управление учреждениями культуры» собрал вместе несколько историй организации негосударственных театров и сформулировали советы, которые пригодятся при управлении таким учреждением и для его развития.

Существует распространённое мнение, что театр не может быть коммерчески выгодным предприятием. Большинство экспертов склоняется к мысли, что частным театрам выживать сложно, а государственным приходится постоянно просить новых дотаций и поддержки спонсоров.

Рассмотрим же сторону частных театров. Их преимущество — это свобода творчества. Ведь при выделении средств для учреждений культуры, находящихся на попечении властей, государство рассчитывает на то, что постановки будут соответствовать его курсу. Об этом прямо заявил Дмитрий Песков после прошлогоднего скандала с «Тангейзером»:

«Государство, которое через бюджетные субсидии, через различные гранты выделяет государственные деньги на производство кинематографической продукции, на постановки в театрах и так далее, вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок».

С другой стороны — частному театру так же необходима материальная поддержка, как и государственному. Он может участвовать в конкурсах на гранты или добиваться поддержки спонсоров. Но что мешает последним тоже потребовать от театра «правильных» спектаклей?

Так в чём же преимущество негосударственного театра? А в том, что он всё-таки может быть прибыльным — это значит, что не придётся просить посторонних вкладывать деньги в развитие культурного заведения. Предприниматель или культурный деятель, создающий собственный театр, может построить организацию, приносящую доход. Вопрос в том, как это сделать.

В Сети можно найти материалы о коммерчески успешных проектах. Например, режиссёр Юрий Грымов считает, что для нужного результата достаточно просто «уметь считать». Он уверен, что секрет успеха — это сборы со зрительного зала. Популярный спектакль, во время которого будет занято более 80% мест, позволит получить доход. Если же занято меньше 40% — то придётся доплачивать за аренду зала. Юрий Грымов отмечает, что его спектакли пользуются успехом, а, значит, театр получает прибыль.

Проект «Квартета И» так же получает хорошие сборы со своих представлений. Ростислав Хаит, участник театра, рассказал, что они спокойно обходятся без государственных средств. Они действуют по схеме привлечения спонсоров: квартет долго пишет сценарий новой постановки, после чего быстро его реализует, а затем в своём спектакле они используют различную рекламу и другие материалы партнёров.

Помогают театру и с разработкой декораций, поэтому организация не испытывает финансовых затруднений — выгоду получают и спонсоры. «“День радио”, которому 15-й год пошёл, продолжает зарабатывать деньги стабильно», — поделился Хаит. Однако это опыт успешного и разрекламированного театра, на спектакли которого стремится большая аудитория, особенно после выхода фильмов по мотивам спектаклей «Квартета И».

Другая история — о Николае Коляде и его «Коляда-театре» в Екатеринбурге. Сейчас этот проект успешен и известен, у него есть собственная площадка в городе, и он часто гастролирует по регионам, приезжает с спектаклями в Москву и в другие страны. Но в начале его деятельности руководитель был вынужден тратить свои собственные средства на создание и развитие организации, которых катастрофически не хватало, а театру приходилось занимать проблемное подвальное помещение, откуда его, в конце концов, выселили.

Николай Коляда рассказывает, что он никогда не делал ставку на «звёздных» актёров. Ему было важнее, чтобы труппа была предана театру и работала на общее дело. Худруку пришлось столкнуться с тем, что известные артисты, которые приходили в театр, хотели, чтобы культурная организация подстраивалась под их интересы. Николай Коляда отметил, что в итоге они не задерживались в коллективе надолго.

«Коляда-театр» старался максимально привлечь внимание общественности к себе, чтобы добиться какой-нибудь поддержки. В результате их заметило Министерство культуры РФ — оно предложило театру постоянное помещение. Однако здание совершенно не было приспособлено под культурное заведение — это был обычный деревянный дом, в котором даже не было водоснабжения и отопления. Со временем театр создал все условия, причём уложившись в минимально возможную сумму. Николай Коляда рассказывает, что для этого он «выпрашивал» скидки у энергетических компаний в обмен на представления.

Главный же принцип руководителя — всеми способами угодить зрителю. Постановки выбираются такие, которые максимально бы соответствовали вкусам аудитории, большая часть которой у «Коляда-театра» — это женщины «бальзаковского» возраста. Более того, все сотрудники должны помогать гостям театра, быть вежливыми и обходительными с ними — это установка, которую даёт худрук всем работникам.

Схема «Коляда-театра» приносит выгоду: по словам руководителя, культурная организация собирает большие средства во время гастролей в Москве и в других регионах России. Выезжает театр и за границу, где все расходы берёт на себя принимающая сторона — это главное условие Николая Коляды при организации выступлений в других странах.

Художественный руководитель и сам отмечает, что без грантов Министерства культурыспонсорской поддержки, которая, к сожалению, предоставляется довольно редко, театру было бы очень сложно выжить. Необходимо везде просить помощи в обмен на взаимную рекламу и выступления — такой путь не нравится многим, но его вынуждено придерживаться большинство театров.

Наверное, самыми распространёнными частными театрами в России стоит назвать антрепризы. На первый взгляд очевидно, почему это одна из самых популярных форм организации, — им не приходится постоянно арендовать одну и ту же площадку, они могут временно занимать пространства других театров для репетиций и выступлений, а это может позволить сэкономить средства. Антреприза больше гастролирует, а сотрудничество с актёрами происходит на контрактной основе.

Но не всё так просто — об обратной стороне управления антрепризой рассказывает Вадим Дубровицкий, продюсер «La’Театра». Он считает, что в нашей стране для этого типа культурных организаций завышаются цены на аренду, создаются препятствия при рекламе спектаклей, и, более того, большинство представителей культурной общественности считают антрепризу театром «низкого» уровня. Руководитель уверен, что таким образом поддерживается репутация государственных учреждений культуры для того, чтобы публика выбирала именно их. Дубровицкий же отмечает, что постановки театров антрепризы успешно соперничают за аудиторию и зачастую бывают популярнее спектаклей в государственных заведениях.

Продюсер «La’Театра» добавляет, что антрепренёры могут управлять своими театрами и без дотаций из бюджета, в то время как руководители государственных организаций постоянно вынуждены просить больше средств. По мнению Дубровицкого, театр может быть успешен и без материальной помощи властей.

Другой опыт представляет продюсер компании «Частный театр» Ольга Беликова. «Частный театр» существует в формате антрепризы, приглашая к участию в спектаклях профессиональных актёров театра и кино специально на отдельные проекты, чтобы гастролировать с ними в разных городах.

Основной источник доходов для компании «Частный театр» — это как раз продажа билетов, спектаклей и гастролей организациям-партнёрам. В противовес точке зрения Николая Коляды Ольга Беликова говорит, что одной из составляющих успеха постановки являются известные лица, ведь тогда публика заинтересуется спектаклем. Надо сказать, что подобного мнения придерживается большинство антреприз, если судить по афишам их спектаклей, — взять тот же «La’Театр» или театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова».

Однако Ольга Беликова подчёркивает, что это должны быть не просто «звёзды», а талантливые и хорошие артисты.

«У успешного проекта много составляющих. Зритель должен прийти, и ему должно понравиться, ведь он приходит не только на лица. Материал может оказаться плохим, или актёры могут играть плохо, несмотря на то, что они известные, — такое тоже бывает. Есть киноактеры, есть театральные актеры, есть те, кто совмещает оба направления. Есть те, кто не умеет играть в театре, поэтому для того, чтобы зритель доверял, ходил на твои спектакли, актёры должны быть профессиональные театральные, известные», — уверена продюсер.

Ольга Беликова считает, что никакого преимущества при использовании съёмных площадок нет — по её мнению, в этом вопросе лучше репертуарным театрам, у которых есть постоянная сцена. Однако большинству антрепризных театров приходится существовать именно в таких условиях, ведь продюсеров, которые хотят заниматься театральным делом, больше, чем свободных площадок. Помимо этого, содержание театра — удовольствие весьма дорогое, как и постоянная команда актёров. Ольга Беликова говорит о том, что продюсерам приходится выбирать такую форму театра: «Антрепренёр, или продюсер, приглашает режиссёров, актёров, художников, подбирает материал, пьесы, всё это соединяет, и получается спектакль».

Главное же, по мнению продюсера компании «Частный театр», — это качественный материал для постановки. Ольга Беликова подчёркивает, что она всегда избирательно относится к пьесам. Неважно, какой это будет жанр, — имеет значение лишь то, способно ли это зацепить зрителя. Продюсер рушит сложившийся стереотип об антрепризах — что там ставятся лишь комедийные пьесы для того, чтобы спектакли посещало больше народа, что эти театры призваны развлекать публику лишь с помощью юмора, причём зачастую достаточно низкосортного. Ольга Беликова уверена, что только качественная, хорошая пьеса (комедия, или трагедия, или драма) способна привлечь аудиторию в театр.

Ольга Беликова резюмирует: «Просто необходимо, чтобы частный театр был коммерчески успешным, иначе в этом нет никакого смысла. Это вот, как сказать, по учебникам — продюсерская постановка, может ли она быть выгодна или не может? Она должна быть выгодна, она должна окупиться и принести деньги, это, в общем, её прямая цель и обязанность».

После знакомства с этими примерами становится очевидно, что театр может быть прибыльным предприятием. Но что же для этого нужно? Подводя итоги, можно сформулировать несколько простых, но важных советов:

  1. Стремиться к увеличению аудитории разными способами: ориентироваться на неё при выборе материала, подготовить условия в театре, чтобы публика была довольна и т.д.;
  2. Активно взаимодействовать со спонсорами;
  3. Использовать возможности государственной поддержки: участвовать в конкурсах на гранты, привлекать общественное внимание;
  4. Сотрудничать с компаниями, которые могут помочь театру — обмен услугами;
  5. Привлекать известных артистов;
  6. Не забывать о качестве постановки — хорошие актёры и пьеса станут залогом успеха!

Источник