театр, частный театр

Частный театр в России: история и перспективы

Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал о частном театре с критиком Еленой Стрельцовой в программе «Служебный вход» на радио «Вести ФМ».

Заславский: В студии Григорий Заславский, здравствуйте. И традиционно наша программа «Служебный вход», она о театре. И сегодня, мне кажется, самое время поговорить о частном театре, причем о частном театре в исторической как ретроспективе, так и перспективе. И я с удовольствием представляю замечательного критика, историка театра и кандидата искусствоведения Елену Стрельцову — автора книги о частном театре в России. Здравствуйте, Елена Ивановна.

Стрельцова: Здравствуйте.

Заславский: Да, могу сказать, что, читая свои лекции в МГУ, я без вашей книги, естественно, не могу обойтись. И я к ней отношусь как к детективу. Бывает один детектив на всю книгу, и она толстая, а здесь каждая история, она по-своему замечательна — каждый театр, который описывается, каждый антрепренер. Здесь огромное количество замечательных анекдотов, но анекдотов в том еще, пушкинском, онегинском смысле, потому что это реальная история, как какой-то очень известный антрепренер нижегородский не хотел покупать секиру для того, чтобы казнить Марию Стюарт. Говорит: «Ничего, эта актриса перебьется, ей и пистолета нормально. Пистолет есть, вот ее их пистолета убивать…» И те контракты, которые появляются в взаимоотношениях между антрепренерами и актерами, они тоже читаются как захватывающий документ. А самое главное, что когда их читаешь, ты понимаешь, что вот уровень правового сознания, довольно стремительно развивавшийся в России, в области театра в том числе, вот до этого уровня, мне кажется, русский театр к нему приходит только сейчас, частный театр, а уж я не говорю о государственном, где как таковых серьезных контрактов и по сию пору не существует, как мне кажется (может быть, я ошибаюсь). Вот эта вот книга, мне кажется, конечно, это, ну просто вам я кланяюсь за то, что вы все это собрали и издали. И насколько я понимаю, ваш интерес к старому частному театру, он родился из интереса к театру сегодняшнему, ну то есть такому вот, постперестроечному, или все-таки наоборот?

Стрельцова: Да, вы правы, конечно. Это рубеж десятилетий — 80-90 годы, взрыв антрепризных театров. И он, конечно, этот взрыв именно спровоцировал оглянуться назад, что же мы вообще потеряли, какую театральную Россию мы потеряли. И поэтому я обратилась вот к этим не только именам, но вообще к истории возникновения антрепризы в России. Я достаточно долго занималась этими вопросами, этими людьми, этими личностями великолепными совершенно, не только образованными, но имеющими очень такую деловую хватку. Поэтому, конечно, вот этот взгляд туда, в прошлое, очень помог хотя бы приблизительно, хотя бы в первом приближении понять, что же такое антреприза сегодня. И, в общем, мне кажется, что, если так сразу про современную антрепризу, мне кажется, что сейчас, вот уже сколько, если считать с рубежа 80-90-х, когда появились первые антрепризы в Петербурге и в Москве, сейчас достаточно прочно освоена самая первоначальная форма антрепризы. Она ведь появилась в России как заимствование. И дальше, если вот так пошагово, что называется, проследить историю развития, эволюцию антрепризных форм, дальше она усложнялась. И весь русский театр, и все усилия самого разного качества таланта этих антрепренеров и актеров, меценатов и вообще людей, близких к театру, они были направлены на то, чтобы как-то вот это заимствование превратить в национальную русскую форму театральную, чтобы актеру в этой, какой-то достаточно жесткой форме, было удобно работать, чтобы он раскрывал свой творческий потенциал.

Полную версию аудиозаписи можно послушать в источнике