Маркетинг для театра, театральный маркетинг, билетная система

Типичные проблемы маркетинга для зрелищной организации

Сегодня искусство как вид человеческой деятельности переживает серьезное испытание рынком, массовостью и доступностью. Но такая ориентация искусства на массового потребителя дает возможность использовать весь спектр маркетинговых технологий.

Филлип Котлер в своей книге “Все билеты проданы” пишет о том, что театральная или концертная организация должна знать своего клиента, проявлять чуткость к его потребностям и в то же время не поступаться своей художественной целостностью.

Современный руководитель должен уметь разбираться в сложившихся обстоятельствах, делать выбор между открывающимися возможностями, и разрабатывать, а затем реализовывать план действий и оценивать полученные результаты. И, что особенно важно, понимать интересы, потребности и предпочтения своей нынешней и потенциальной публики.

Но так ли это на самом деле? Должна ли организация сферы искусств ставить своей задачей удовлетворение посетителей?

Очень многие творческие люди и и коллективы считают, что Артист выше советов, исходящих от публики. Они говорят, что если ориентироваться только на желания и вкусы зрителей, то художественные руководители не могли бы больше вдохновлять и провоцировать. По их мнению, люди, отвечающие за вопросы управления и продвижение искусства, не имеют права ходатайствовать об изменении продукта для того, чтобы он лучше продавался.

С другой стороны, суть опыта, получаемого от посещения зрелищных мероприятий исполнительских искусств, — в общении между исполнителями и зрителями. Однако взаимодействие между исполнителями и публикой часто пропадает.

Искусство требует, чтобы слушатели и зрители в нем участвовали, а не просто «потребляли».

Поэтому ни приверженность рыночному подходу, ни чисто художественная ориентация не могут работать в контексте исполнительских искусств, где должны учитываться интересы как артистов, так и публики. Котлер считает, что наилучшим продуктом является тот, в котором сочетаются рыночный подход и ориентация на художественные цели.

В этом контексте, роль специалистов по маркетингу искусств довольно сложна.
Так как целью некоммерческих организаций сферы искусств является представление артиста и его деятельности возможно более широкой аудитории, а не адаптация художественного продукта к требованиям публики.

Обычный бизнес начинает что-то менять, только когда в этом есть экономическая обоснованность.А некоммерческие организации искусств вводят новшества и исследуют объекты социальной и эстетической ценности, даже если у них нет уверенности в коммерческом успехе.

Такая ситуация приводит к возникновению трех важных маркетинговых проблем в зрелищной организации:

  1. Организация должна найти рынок для своих предложений. Поскольку она представляет работы, которые могут не иметь (или почти не иметь) спроса, организация должна не просто удовлетворять существующие нужды, но и создавать новые потребности.
  2. Организация должна расширять свой рынок. Поскольку искусство часто идет впереди публики (как, например, в современной серьезной музыке в любой данный период истории), организация ограждает себя от представления работ, которые увеличили бы аудиторию максимально быстро. Для развития и обучения публики требуются длительное время и значительный финансовый риск.
  3. Организация должна сохранить свою публику. Специалист по маркетингу искусств должен чувствовать разные и постоянно меняющиеся интересы различных сегментов публики.

Для многих людей, особенно в европейских странах, искусство продолжает быть одним из самых необходимых элементов жизни, неотъемлемой частью их образования и воспитания. Но здесь тоже возникает ряд проблем, связанных с современным течением и укладом жизни.

Во-первых, нарастает отсутствие культурного образования в школах и институтах, что приводит к возникновение армии некультурных детей, вступающих во взрослую жизнь без какого-либо желания приобщаться к культуре и искусству. В нашей стране эта проблема особенно актуальна.

Также потенциальный интерес к мероприятию не всегда влечет за собой посещение концерта или спектакля. Главная причина — проблема доступности, которая часто связанная с такими обстоятельствами, как время концерта, цена, наличие билетов, забота о том, где оставить машину, что надеть или в какой момент аплодировать.

Это создает трудности для организаций из сферы искусств как на пути привлечения и удовлетворения публики, так и в процессе воспитания нынешних и потенциальных посетителей концертов и спектаклей.

Менеджеры исторически концентрировали усилия на своем продукте — искусстве. Но искусство не существует в вакууме. Его суть заключается в контакте с аудиторией.

Необходимо уделять повышенное внимание работе с более широкой аудиторией, увеличению доступности различных форм искусств и наиболее «сложных» постановок, а также поддержке проектов, которые интересны специфическим сегментам аудитории.

Роль организации сферы искусств заключается в посредничестве между артистами и публикой, поэтому организация должна чутко реагировать на нужды обоих. Художественный руководитель, главный администратор и директор по маркетингу могут создать атмосферу, удовлетворяющую как артистов и публику, так и саму организацию.

Маркетинг — это процесс, посредством которого организация творчески и эффективно взаимодействует на рынке для удовлетворения потребителя в рамках миссии организации.

Специалисты по маркетингу придумывают, создают и поддерживают обмен. с намеченные сегменты публики. Главной задачей маркетинга является влияние на их поведение.

Одной из типичных проблем, является отношение руководителей зрелищной организации к маркетинговым процессам. Большинство директоров думают, что они понимает, что такое маркетинг. На самом деле это не так. При опросе администраторов сферы искусств выяснилось, что они трактуют маркетинг главным образом как средство для увеличения продаж, привязанное к действиям по рекламе и сбыту (преимущественно специальных или эксклюзивных программ). Но маркетинг включает в себя ответы на более глубокие вопросы, такие как «кто является нашим клиентом», «что он ценит» и «как мы можем создать что-то еще более ценное для него».

Подход, ориентированный на клиента, составляет суть современного маркетинга предлагает, чтобы организация изучала нужды и желания своих потребителей, а затем улучшала свои предложения, чтобы более гибко удовлетворить запросы клиентов.

Это не означает, что художественные руководители должны идти на компромисс со своим художественным видением или удовлетворять прихоти и капризы каждого клиента!

Организация не должна или не может изменить выбор произведений, которые она исполняет или представляет. С помощью маркетинг можно максимально разнообразить взаимного обмена со зрителями, если правильно описывать, упаковывать, улучшать и доставлять свой художественный продукт.

По книге Ф. Котлера “Все билеты проданы”.

Не согласны? Есть что добавить или прокомментировать? Или можете рассказать свою историю на эту тему? Приглашаем в группу для специалистов на Facebook. Присоединяйтесь!