Театральные подмостки. Исторические факты театрального искусства

В сегодняшней пятничной публикации мы хотим поделиться с вами подборкой интересных исторических фактов театрального мира. Из неё вы узнаете о том, как прошла подготовка к постановке «Отелло» в необычном исполнении, о лотерее на места в театр, о первой акустической системе и другие любопытные факты.

Новшества

В 1884 году на асбестовой фабрике в Бостоне был исполнен занавес по заказу Вашингтонского театра. Этот занавес состоял из тонкой проволочной сетки, обтянутой с обеих сторон асбестовой тканью. На опытах убедительно доказано все преимущество асбестовой ткани в пожарном отношении. По одну сторону занавеса зажгли большую кучу дров, и, когда дрова разгорелись, присутствующие должны были отойти от занавеса по меньшей мере на 50 шагов, так невыносим был жар от пылающего костра. Между тем ни огонь, ни беспрестанно падавшие на занавес искры не причинили последнему никакого вреда, и даже от дыма не осталось на нем ни малейшего следа, так что не было никакой надобности в исправлении занавеса.

В память о храме

В Милане 3 августа 1778 года открылся новый театр. Поскольку он был построен на месте церкви Санта-Мария дела Скала, то театр стали называть Ла Скала, что означает «лестница».

Для удобства публики

В музее немецкого города Браунтвейна хранится театральная программа, датированная 1734 годом. В конце программы даётся следующее примечание: «Для удобства публики первому ряду предписывается лежать, второму — стоять на корточках, третьему ряду – сидеть, а четвертому – стоять. Так все могут видеть. Смеяться запрещается, так как показывают драму».

Реклама

Оказывается, первыми начали использовать этикетки спичечных коробков для публикации на них рекламы вовсе не торговые фирмы. В 1897 году со столь необычной новинкой дебютировал оперный театр Мендельсона, оповестивший жителей США о своей премьере.

Уравниловка

В начале ХХ века все билеты в театры Берлина стоили одинаково. Номера мест были написаны на бумажках, которые зрители перед спектаклем наподобие лотереи вытаскивали из металлического кубка.

Театральные билеты

Когда в древней Греции в 6-5 веках до нашей эры возник театр, зрители пользовались правом занимать любые места. Поэтому еще ночами, задолго до начала спектаклей, множество людей устремлялись в театр. За первые ряды велась отчаянная борьба, которая, как правило, сопровождалась побоями и увечьями. Тогда городские власти ввели входные билеты в театр, получившие названия символов. При этом были строго разграничены (в зависимости от имущественного положения) места для зрителей.

Акустика

В Сардинии, в театре, построенном одновременно с римским Колизеем, археологи открыли оригинальную систему акустики. Терракотовые вазы, высотой 170 см древние римляне клали на авансцену, горлышком к публике. Получался резонатор, который усиливал голос актёра.

«Бродвейские звездочки»

Четыре сестры Чери, покинув в 1893 году свой дом в штате Айова, впервые выступили на театральных подмостках в Сидэр Рередс. Они исполняли комическую сценку, которую сами же и написали. В течение трех лет самодеятельные актрисы выступали по всему Среднему Западу, и каждый раз залы были переполнены. Люди приходили только для того, чтобы убедиться, действительно ли они, как говорят повсюду, такие плохие комедиантки. Игра сестер Чери, на удивление безобразная, приводила критиков в ярость, а зрители бросали в актрис гнилые помидоры. В целях защиты сестры всегда брали с собой моток колючей проволоки, которая на сцене служила им заслоном от возмущенных зрителей. В 1896 году, когда девушкам предложили выступать на Бродвее, их гонорар составлял тысячу долларов в неделю. Семь лет спустя, когда сестры накопили солидный капитал – 220 тысяч долларов, они покинули сцену и переехали в деревню, где зажили спокойной жизнью.

Самое странное во всей этой истории то, что знаменитые «бродвейские звездочки», как их тогда называли, до конца своих дней оставались в уверенности, что они были самыми выдающимися актрисами, которые когда-либо выступали на американской сцене.

«Отелло» наоборот

В одном и городов Соединенных Штатов негры, любители драматического искусства, задумали сыграть «Отелло». Когда роли были розданы, вдруг возник весьма сложный вопрос относительно цвета лица актёра, играющего Отелло: вымазать ли мелом лица всех актёров, кроме исполнителя главной роли, или наоборот, загримировать одного Отелло? Было решено, что лучше вымазаться одному, чем всем. «Отелло» был исполнен чрезвычайно оригинально: у мавра оказалась белая кожа, а у всех прочих действующих лиц – черная.

Рождение псевдонима

В московском театре Корша с успехом дебютировал молодой актер Александр Пожаров. Поклонники кричали, не жалея голоса.
— Пожаров! Пожаров!
А кому-то в последних рядах послышалось, что кричат: «Пожар! Пожар!». Началась паника, все бросились к выходу. После этого спектакля артисту предложили переименовать фамилию. Не стало дебютанта Пожарова, но на сцену пришёл выдающийся артист Александр Алексеевич Остужев.

Зрительский темперамент

Еще древние греки бросали в актёров, игра которых им не понравилась, яблоки, инжир, виноград, сливы. Греки также заставляли не понравившихся им исполнителей снимать маски и покидать сцену во время представления. Аплодисменты и свистки вошли в моду в Риме в царствование Августа (63 год до н.э. – 14 год н.э)

Первый партер

Одним из самых первых театров в мире считается построенный в Афинах около 500 года до н.э. Он имел круглую форму и назывался партером

Под крышей

Театральная труппа «Братство страсти» (Франция), основанная Карлом IV, в 1402 году, дала представление в больнице Святой троицы в Париже, став первым в Европе крытым театром.

Источник: газета «Московская правда» от 13.05.2016 года.