Современный театр

Сергей Казаков: о проблемах региональных театров

4 марта художественный руководитель Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского, доверенное лицо президента России Сергей Казаков принял участие в онлайн-интервью на сайте doverennielitsa.ru.
Ирина Петровна , Владимир , пенсионерка
— Как вам удается активно вести еще и просветительскую работу, я имею в виду ваш клуб и программы на ТВ? Откуда силы и идеи?

— Просто нужно уметь видеть, слышать и чувствовать людей! Талантливых людей у нас очень много, просто их нужно уметь разглядеть в толпе, увидеть, заметить. У меня в клубе всегда интересные и талантливые люди. Думаю, именно из-за этого моего умения находить таких людей нашей программе уже 18 лет и у нее такие высокие рейтинги.
Вообще, Россия — это единственная страна в мире, где есть такое огромное количество талантливых людей, которые зачастую оказываются просто неприкаянными. Далеко не всем из них, к сожалению, удается проявить себя. Но чтобы эту ситуацию как-то менять, нужно просто любить Россию и людей, которые в ней живут.

Анна , Тула , домохозяйка
— Здравствуйте! Сейчас во многих театрах работают детские студии. На ваш взгляд, с какого возраста можно уже водить ребенка в эти студии и всегда ли это стоит делать?

— С 6 лет — раньше водить просто не имеет смысла. До 6 лет дети еще ничего не понимают. Чему в принципе учит детская театральная школа? Это ведь нет только какие-то азы актерского ремесла. Это ответственность перед коллегами, другими детьми, коллективом. Ответственность! Не эгоистичное «я».
Вы представляете, как это воспитывает ребенка, когда он понимает, что он, извините, облажался на сцене — подвел своих товарищей, и понимает, что весь спектакль не получился именно из-за него. Он потом и в школе, и в семье становится самым дисциплинированным ребенком.

Анна , Владивосток
Хочет ли ваша дочь стать актрисой?

— Слава богу, нет! Мы ее постоянно направляем на химико-биологический факультет, но она еще очень здорово рисует! В конце концов мы нашли компромиссный вариант — она теперь хочет стать дизайнером.

Костя , Красноярск , ресторатор
— Кого вы можете назваться своими учителями в театральном искусстве? Снимались ли вы в кино, и если нет, то почему?

— Мои учителя — это Римма Белякова и Георгий Банников в Саратове, Михаил Чехов. Это люди, которые оказали на меня огромное влияние!
У меня были пробы в кино, у Дениса Банникова в фильме про Пушкина, но я отказался в нем сниматься. Мне это неинтересно. Вообще все предложения я отвергаю и всегда выбираю театр.

Анна , Москва , студентка
— Сергей Владимирович, добрый день! Как выжить любительским региональным театрам в наше непростое с финансовой точки зрения время?

— Только за счет меценатства. Понимаете, любительские театры есть двух видов: работающие на профессиональной основе, в которых педагоги получают зарплату, и есть коллективы, работающие абсолютно на добровольной основе. Думаю, что за вторым типом большое будущее, потому что тяга человека к искусству, сцене не убиваема! Она, наверное, идет еще со времен первобытнообщинного строя. Уверен, что даже у пещерных людей в их племени обязательно был какой-нибудь клоун, для которого было счастьем за еду посмешить своих соплеменников. Если бы этот человек плохо шутил, то его бы просто съели!
Потребность человека в лицедействе неистребима. В свое время мне мой покойный папа говорил на мои жалобы о том, что у артистов маленькая зарплата: «Дурак ты, сын! Ты еще должен приплачивать людям за то, что они смотрят на твое кривляние на сцене!»

Инга , Саратов
— Расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях? Рестораны, которые вы открыли в Пензе, — это бизнес или хобби?

— Уже нет ресторана! Я ушел из этого бизнеса в связи с кризисом. Этот ресторан продолжает работать, но уже без меня. Вообще, в будущем я, скорее всего, не вернусь в этот бизнес, потому что он отнимает очень много времени и сил. Я уже перерос это! Сейчас я полностью посвящаю себя театру!

Светлана , Москва
— Вы являетесь президентом международного фестиваля региональных театров России и стран СНГ «Театральный дивертисмент», почему этот фестиваль проходит в Израиле?

— Почему именно в Израиле? Все очень просто: в Израиле 1,5 миллиона русскоязычных жителей. Это население крепкого города-миллионника. И залы в Израиле всегда полны, там есть огромный интерес к нашим театрам. Понимаете, если бы, например, во Франции было бы такое же количество русскоязычной публики, мы бы ездили туда. То есть то, что фестиваль проводится в Израиле, — это объективная ситуация.
Кроме того, в Израиле русскоязычная часть населения — это, как правило, выходцы из бывших советских республик. Есть также огромное количество людей из российской провинции. То есть это «не избалованные» театральной жизнью

Израиле, теперь имеют возможность посмотреть на тех артистов, которых они видели в молодости! Вы даже не можете представить себе, какой это для них праздник!

Евгений , Москва
— Расскажите, пожалуйста, о гастрольных планах вашего театра, можно ли будет увидеть его спектакли в Москве?

— В Москве мы были совсем недавно на фестивале «Смотрины». Был аншлаг, зал аплодировал 15 минут стоя. В ближайшее время в Москву мы можем поехать, но говорить об этом точно пока я просто боюсь, чтобы не сглазить!
А так мы очень много ездим по стране и за ее пределами. В Израиле у нас есть свой собственный фестиваль «Театральный дивертисмент». Я являюсь президентом этого фестиваля. Это совершенно уникальный проект и отдельная тема для разговора.
Вообще, этот израильский проект заточен именно на провинциальные театры. В нем участвуют наши театры только из провинции. Это и Ульяновский, и Ярославский театры, и коллективы из Орла и так далее.

Федор
— Есть мнение, что фестивальное движение заменило собой фактически старую систему гастролей. Вы согласны с этим? Нужно ли возрождать гастрольную деятельность в современных условиях внутри России?

— Абсолютно согласен. Единственная возможность для провинциального театра выехать за пределы своей области и за пределы страны — это только фестивальное движение. У нас в театре есть свой фестиваль «Мастера», я и знаю, сколько сил и энергии уходит на то, чтобы пробивать и поддерживать фестивальное движение. Это действительно реальная возможность бедным артистам выехать, показать свои работы в других городах. Гастрольную деятельность, конечно, нужно возрождать, но сейчас это очень сложно финансово и возможно только за счет поддержки государства.

Алексей , Москва , служащий
— С какими из столичных (московских и петербургских) театров вы сотрудничаете активнее всего?

— В свое время мы активно сотрудничали с Малым театром, но после пожара в Пензенском драматическом театре, когда он сгорел, ситуация несколько изменилась, но, в любом случае, мы дружим с Виталием Ивановым, режиссером Малого театра. Очень давно и тесно дружим с художественным руководителем и главным режиссером Театра на Юго-Западе Валерием Беляковичем. У нас с этим театром идет обмен актерами. Кроме этого, Валерий Белякович поставил на нашей сцене десять спектаклей.

Николай , Санкт-Петербург , предприниматель
Сергей Владимирович, а вы можете назвать современных российских драматургов, которых можно было бы поставить в один ряд с нашими классиками? Есть современные российские пьесы уровня «Вишневого сада»?

— Есть. Может быть и не уровня «Вишневого сада», но драматурги, проверенные временем есть. Я уже называл Юрия Полякова, на мой взгляд, это достаточно крепкий профессиональный драматург. Из молодых — Ярослава Пулинович, девушка талантливая и не занимается чернухой. Но и я, и завлит театра, конечно, ломаем голову в поисках хороших современных пьес, чтобы поставить спектакль «из-под пера», то есть впервые выпустить его на сцену. Такой опыт у нас есть. И с Поляковым, и с Пулинович мы были первые, кто поставил их спектакли. Проблемы с современной драматургией очень серьезные, в угоду непонятным политическим амбициям, для того чтобы быстро стать знаменитым, популярным, люди зарывают свой талант и пишут чернуху. Не думаю, что современная драматургия находится сейчас на каком-то высоком уровне. Если ставить ей оценку, то, на мой взгляд, это крепкая «двойка».

Виктор , Клин , студент
— У вас есть рецепт, как удержать молодых актеров в провинции?

— Есть. Пять лет назад я взял в театр пять молодых актеров, наш театр с 2010 года обновился практически на 80 процентов. И уходят из нашего театра только по объективным семейным причинам. У театра есть жилье для артистов, где они не платят ни за жилплощадь, ни за коммуналку. Средняя зарплата молодого артиста в нашем театре — 16–17 тысяч рублей, прибавьте к этому как минимум 10 тысяч, если бы им пришлось снимать жилье и платить за коммуналку. Вряд ли в каком-то другом провинциальном городе они будут получать такие зарплаты. Но, естественно, они и работают, мы выпускаем 8–9 премьер в сезон, в которых занята практически вся наша молодежь. Работой они обеспечены на полную катушку, им некогда скучать. Но при этом рожают, поэтому и уходят из театра.

Михаил Степанович , Люберцы , военный пенсионер
— В свое время первым спектаклем, показанным публике в Пензе, стала комедия «Обманщик», автором которой была сама императрица Екатерина Вторая. Как вы думаете, если бы сейчас этот спектакль вновь был бы показан на подмостках, он имел бы успех, был бы актуален и нашел бы понимание у современной публики?

— Нет, пьеса ведь достаточно слабенькая. Но само название — «Обманщик» — очень актуальное. И если поставить пьесу с таким названием, она бы имела успех. Думаю, такую пьесу вполне мог бы написать Юрий Поляков. В наше время слово «обманщик» приобрело достаточно объемное значение, потому что мы живем в мире, в котором обманщик на обманщике.

Москва , пенсионер
— Сергей Владимирович, добрый день! Насколько сильно нестабильная финансово-экономическая ситуация с рублем отразилась на работе конкретно вашего театра? Спасибо.

— Отразилась очень сильно. Все же стоит денег: декорации, пошив костюмов, ткани. Отразилось и на гонорарах режиссеров, режиссеры стали стоить дороже. Затраты на постановку спектаклей выросли минимум в полтора раза.

Источник