руководитель учреждения культуры

Руководитель учреждения культуры: обязательные знания и навыки

Вопрос, касающийся кадровой политики в учреждении культуры, является одним из наиболее важных вопросов, которому традиционно уделяется пристальное внимание. Ведь нельзя решить проблему, связанную, например, с привлечением дополнительных источников финансирования,  или проблему внедрения инновационных технологий в работу учреждения, не затрагивая кадровый вопрос.

О требованиях к руководителю учреждения культуры

На сегодняшний день не существует определенных стандартов, по которым можно было бы определить, какие профессиональные и личностные качества должны быть характерными для руководителя учреждения культуры. Поэтому руководителей подобных организаций в первую очередь сравнивают с художниками, для которых бывает достаточно одной харизмы, популярности в средствах массовой информации и наличия креативных идей.

Несмотря ни что, профессиональные требования к руководствующим кадрам довольно высоки, что вызвано различного рода изменениями:

  • постоянно, а иногда очень стремительно, меняется законодательство;
  • происходят изменения аудиторий культурных проектов;
  • многое изменяется в самих населенных пунктах, где функционирует учреждение культуры и так далее.

Случается, что даже самым опытным администраторам не под силу справиться с тем или иным заданием. Ведь каждый человек, в том числе и занимающий должность руководителя, индивидуален. Кто-то легко ориентируется в особенностях культурного контекста, а кто-то может оперативно решать вопросы, связанные с финансовыми ограничениями. Один не имеет понятия, как разобраться с претензиями контрольных органов, а другому не под силу решение многочисленных бюрократических нюансов.

Но, отталкиваясь от требований к руководителю учреждения культуры, а также опираясь на экспертное мнение, получается, что он должен обладать сверхчеловеческими качествами, одновременно решая массу междисциплинарных задач и реагируя на запросы разного уровня.

Какой опыт необходим руководителю учреждения культуры

На сегодняшний день руководителю учреждения культуры в первую очередь необходимо наличие опыта, касающегося решения следующих вопросов:

  • руководства проектами, включающими два или более разноплановых направлений деятельности;
  • связанных с профессиональной деятельностью;
  • участия в кросс-культурных проектах;
  • публичной деятельности. 

Разноплановые направления деятельности основываются на принципе 360 градусов, представляющим из себя одновременное управление несколькими сторонами процесса. Имея такой опыт, руководитель сможет постоянно удерживать в поле зрения задачи разного плана и уровня.

Ведь учреждение культуры выполняет разные функции:

  • обычной творческой деятельности;
  • подготовки новых творческих проектов;
  • материально-технического и финансового обеспечения;
  • рекламы и так далее.

Не стоит также упускать из виду и вопросы, касающиеся маркетинга, работы с аудиторией и многих других аспектов.

Поэтому руководить учреждением культуры, справляясь при этом со всеми поставленными задачами, сможет только такой человек, у которого есть опыт управления различными проектными линиями. И очень хорошо, если один из проектов относился к области культуры или образования.

Очень важно, если директор имеет опыт профессиональной деятельности. Это уже само по себе является свидетельством того, что он достаточно компетентен в профессиональной среде, ее существующих проблемах и возможностях. Главным критерием, подтверждающим наличие такого опыта, является трудовая книжка и некоторые другие документы.

Очень важным моментом для руководителя учреждения культуры является опыт участия в кросс-культурных проектах, которые объединяют в себе разные целевые аудитории, виды искусства, жанры и многое другое. Например, организация может проводить на своих площадках концерты и работать с детьми, соединяя при этом музыку, литературу, а также мониторинг образовательных и просветительных процессов.

Задачей же руководителя в этом случае является умелое соединение всех этих направлений таким образом, чтобы они могли бесконфликтно существовать друг с другом.

Наличие опыта публичной деятельности является важной составляющей целого комплекса качеств, которыми должен обладать руководитель учреждения культуры. Управляя коллективом, взаимодействуя с общественностью и целевой аудиторией, он должен уметь грамотно и доходчиво разъяснять предпринятые действия или занятую позицию.

В грамотности человека и его умении выступать перед публикой можно удостовериться в процессе выступлений на конференциях или других мероприятий, а также по публикациям в разных изданиях.

Какие знания и компетенции характерны для руководителя учреждения культуры

Характерными компетенциями, без которых руководитель не может управлять учреждением, являются:

  • знание контекста и его правильное применение;
  • качественное образование и повышение квалификации;
  • знание современных гуманитарных технологий.

Владение необходимой информацией о проблемах местного сообщества, событиях в городе, ситуации в стране и мире, поможет руководителю решить многие вопросы, связанные как с работой учреждения в целом, так и касающиеся управленческой деятельности.

Важной составляющей управленческой деятельности является организационная сторона дела. Поэтому, помимо всего прочего, руководителю учреждения культуры необходимо иметь опыт успешного набора персонала и управления коллективом, опыт успешной реорганизации организационной структуры и успешной реализации бизнес-модели или проекта, навыки работы с информацией.

Директор учреждения культуры всегда должен идти в ногу с прогрессом, а для этого ему необходимо постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, что поможет ему получить знания, без которых учреждению культуры будет очень трудно функционировать в современном мире.

Критерии измерения авторитета

Деятельность в сфере культуры представляет собой не только управление организацией, но и постоянное взаимодействие с социумом, авторитет и влияние. Руководителю учреждения культуры – библиотеки, музея, ДШИ и других – нужно не только выступать в роли управленца, но и быть лидером мнений.

Конечно же измерить авторитет непросто, однако, условно это можно сделать в соответствии с такими критериями:

  • репутационным капиталом, который можно проверить с помощью внешних ссылок и оценки экспертного сообщества;
  • опытом успешной коммуникации с экспертным сообществом;
  • опытом работы с местными сообществами.

Стоит заметить, что эксперты не только могут выполнять роль критиков, но и оказывать помощь, необходимую при возникновении сложных ситуаций. Профессионал высокого уровня обладает умениями пользоваться экспертизой, сотрудничать с коллегами и специалистами других сфер деятельности, уметь с пользой использовать разные мнения и аргументы.

Очень важной составляющей профессиональной компетентности является умение работать с локальными сообществами. Наличие такого опыта можно подтвердить в процессе интервью, а также определить с помощью портфолио, ссылок , публикаций.

О личных качествах руководителя учреждения культуры

Личные качества играют большую роль в управленческой деятельности, поскольку очень часто именно они помогают человеку принимать необходимые решения. Существует несколько качеств характера, изъяны в которых могут привести любого руководителя к достаточно большим неприятностям. Такими качествами эксперты считают:

  • порядочность;
  • ответственность;
  • честность;
  • интеллигентность;
  • тактичность и другие.

Если руководитель в силу каких-либо причин утратит свой авторитет, то восстановить его довольно сложно, а в некоторых случаях практически невозможно.

Источник