Современный театр. Билетная система

Почему столичные театры разочаровывают провинциалов

Впечатления жительницы Екатеринбурга о посещении столичного спектакля «Евгений Онегин» в театра им. Вахтангова.  Мы приводим интересные выдержки из этого материала, опубликованно на сайте RG.ru.

Вот и я, как многие жители Екатеринбурга, увидев афиши спектакля театра имени Вахтангова «Евгений Онегин», сразу вспомнила, что мы безусловно предаемся любви к великим произведениям классика. А раз так — вперед за билетами. Восемь тысяч за место и отсутствие безналичного расчета в кассе театра едва не заставили мои свежие мечтанья истлеть.

Но настоящая любовь преодолеет все, и вот он — заветный кусочек картона, ну и пусть за пять тысяч, но гарантия моей встречи с прекрасным. И как та самая девушка, боясь обмана, я была осторожна, придирчива и предусмотрительна.

Да, это действительно современный спектакль, этакий contemporary вариант классической версии, когда режиссер берет «запыленную» классику и треплет ее, как Тузик грелку, безжалостно вытрясая новые ассоциации, параллели, образы и аллюзии. Да, я поняла, чему «рукоплескали Лондон, Париж и Нью-Йорк», ведь валенки, баян, снег, водка, чучело медведя, плохие дороги, беготня «по-маленькому» в сугроб, смышленые разбитные девки и лихие гусары — глянцевые страницы энциклопедии русской жизни.

Да, я поняла, почему Туминас отличный режиссер — все придумано и сделано настолько самобытно и высокопрофессионально, что сказать «а я не понял» или «мне не понравилось» равнозначно признанию в своей недееспособности. Да, здесь и в самом деле все «талантливо, блестяще, уникально, великолепно, грандиозно и удивительно».

Так и хочется добавить, как в рекламе шампуня: ведь вы этого достойны.

Чего хотела… Праздника хотела, эмоций, чуда, дорогого подарка, чтоб радостная память на долгие годы. А получила — приемы, ассоциации, находки, новаторство и эпатаж. Ни Пушкина, ни Онегина, ни даже Маковецкого.

Сейчас скажу страшное: любой спектакль — это товар. Чем оглушительнее реклама, тем дороже его можно продать.

Ведь спектакль — это тот товар, который нельзя посмотреть и не купить (поэтому меня всегда умиляют советы: ну не нравится вам, не ходите, делов-то, не для вас и ставили, дорогуша). Посмотрел — значит уже купил. Поэтому к организаторам нет вопросов, дело понятное, почтенное, люди деньги делают.

Но есть вопрос к театральным критикам, была, когда-то, театралы помнят, такая профессия. Имена были, авторитеты — как скала. Но вымерли, видно, с переменой климата. Оставшиеся соревнуются в подборах эпитетов, продвигающих товар.

И как страшно далеки они от народа! Иначе чем объяснить тот факт, что, честно перелопатив множество сайтов, я не нашла ни одной не то что негативной, а хотя бы просто спокойно-аналитической, не взахлеб комплиментарной рецензии, написанной на упомянутые спектакли профессионалами?

И это при том, что больше половины отзывов просто зрителей резко отрицательны? Почему люди сравнивают тот же спектакль Туминаса с цирком «Дю Солей», корпоративной вечеринкой, КВНом и рассказом «Палата № 6», а «Ювелира» — с приемом у онколога?

Так кому же верить? Как спасти свои кровные и, что гораздо важнее, веру в высокое искусство? Впору хлопотать о том, чтобы на афишах и в программках в обязательном порядке печатали предупреждения: не просто «Евгений Онегин», а «ассоциации режиссера такого-то по поводу…». Не просто «Юбилей ювелира», а уведомление — людям с онкологическими заболеваниями смотреть не рекомендуется.

Читайте полную версию на сайте RG.ru