Маркетинг для театра. Театральный менеджмент

Книги по театральному менеджменту и маркетингу

В этой подборке мы собрали книги, которые посвящены менеджменту и маркетингу в театре и других культурных организациях.  Получилось 3 основых раздела.

Книги на русском языке.  Многие из них — это переводные книги, написанные зарубежными специалистами о своем опыте. К сожалению, некоторых уже нет в продаже, но они могут быть найдены на просторах интернета или на полках у ваших коллег. Например, можете спросить в нашей группе на Facebook у других участников =)

Учебные пособия.  Книги и учебники для вузов от российских профессионалов, выпущеные в разное время. Будут полезные не только студентам, но и всем специалистам, желающим узнать что-то пролезное.

Книги на английском языке —  издания, которые рекомендуют иностранные специалисты и которые еще не переведены на русский язык. Один из самых актуальных материалов с множеством свежей  информации и примеров, которые будут полезны для тех, кто может читать на английском.

Книги на русском языке

 «Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств»
Автор: Ф. Котлер и Шефф

Это книга № 1 для театрального маркетолога.  Книга ведущих американских специалистов в области маркетинга и менеджмента Ф.Котлера и Дж.Шефф — самое современное учебное пособие, дающее исчерпывающее представление о маркетинге исполнительских искусств.
В нем представлено все, что необходимо знать для разработки и реализации стратегических маркетинговых программ: как культивировать маркетинговое сознание у руководителей и сотрудников организации, как проводить маркетинговые исследования, определять целевую аудиторию, организовывать волонтерскую помощь и привлекать инвестиции.

«Как продавать искусство».
Автор: Дж.В Мелилло, перевод В Бабкова.

Сборник статей, посвященных методам исследования рынка, а также планирования, выполнения и оценки эффективности маркетинговых программ в области искусства.

Как сделать прибыльной концертную деятельность? Как найти спонсора? Как привлечь внимание публики? Как успешно организовать рекламу? Об этом и о многом другом — в книге, созданной лучшими американскими специалистами в области маркетинга исполнительских искусств.

«Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт»

Книга посвящена музыкальному и театральному продюсированию. Основной материал составляют практические советы профессионалов, которые были отражены в журнале «Арт-менеджер» в течение пяти лет. В книге собраны статьи и интервью продюсеров, импресарио, промоутеров и руководителей успешных агентств, которые рассказывают о своем личном опыте.

«Революция в маркетинге развлечений»
Автор: Эл Либерман и Пат Эсгейт

Индустрия развлечений сегодня представляет собой глобальный рынок в объеме 500 миллиардов долларов США и проникает во все уголки нашей жизни. Книга Либермана и Эсгейт подробно характеризует эту индустрию, от кино, телевидения и музыки до печатных изданий, спорта и тематических парков, а также объясняет, как найти свою нишу на сегодняшнем невероятно конкурентном рынке. Прочитав книгу, вы узнаете, какие силы движут на этом рынке, как они объединяются, какие технологии используются в погоне за успехом и какие возможности создаются

«Искусство театра. Вчера. Сегодня. Завтра»
Редактор: Бабенко В. Г.
Издательство: Кабинетный ученый, 2013 г.

В статьях сборника освещены вопросы истории, современного состояния и перспектив развития театрального искусства и образования. Авторы сборника — педагоги Екатеринбургского государственного театрального института и уральские театроведы исследуют проблемы истории русского и зарубежного театра, актуальные тенденции современного театрального искусства, анализируют театральное образование и менеджмент в театральной сфере.

Учебные пособия

» Театральное дело в историко-экономическом контексте эпохи. Учебное пособие»
Автор: Евгений Гапонов

В учебном пособии рассматривается феномен театра с экономической и организационной точек зрения. Книга посвящена анализу экономических особенностей различных исторических эпох и специфике театральной деятельности описываемого времени. Театральное дело представлено как процесс, подчиняющийся определенным законам управления, нуждающийся в специальном менеджменте.

«Основы социологии театра. История, теория, практика. Учебное пособие»

Автор: Виталий Дмитриевский
Издательство: Планета музыки, 2015 г.

В учебном пособии рассматриваются функциональные отношения отечественного театра и общества, сцены и зрительской аудитории. В книге принципиально обоснованы и развиты содержательные теоретико-методологические подходы — как в изучении социального функционирования театра, формирования и эксплуатации текущего репертуара, так и в рассмотрении мотиваций и стимулов поведения зрительской аудитории разных поколений и субкультур. Приложения содержат зрительские и экспертные опросные анкеты и аналитические материалы проведенных исследований.

«Театр как социокультурный феномен»
Автор: Хренов А.Н. Издательство:»Классика -XXI».

Предлагаемая читателю книга знакомит читателя с социологическими исследованиями театра, проведенными в России в разных регионах в период застоя и период начавшихся реформ.

«Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств»
Автор:  С. Апфельбаум, Е. Игнатьева

В работе С.Апфельбаум и Е.Игнатьевой впервые предлагается всесторонний анализ феномена Public Relations в области исполнительских искусств. Приемы и методы PR рассматриваются на примере репертуарного театра.

«Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики»
Автор:  А.И.Дымникова, А.Г.Исканов

Работа посвящена стратегическому управлению деятельностью некоммерческих организаций культуры. В ней показано, как успешный менеджмент может помочь организации обеспечить себя ресурсами в меняющихся условиях современной жизни, а значит наилучшим образом выполнять свою социальную функцию.

«Менеджмент специальных событий в сфере культуры»
Автор: Г.Л.Тульчинский.

Пособие посвящено видам, технологии подготовки и организации специальных событий, или event-менеджменту — неотъемлемой части современного маркетинга, PR, рекламы в социально-культурной сфере. Особое внимание уделено интерактивной методике подготовки и проведения специальных событий, реализации их коммуникативного потенциала, развитию с их помощью социального партнерства.

Книги на анлийском языке

Packed To The Rafters
by Douglas Mayo (Author), Phil Matthews (Editor)

Packed To The Rafters is the ultimate guide to modern PR techniques for amateur, community and fringe theatre groups. This book makes for essential reading for any PR committee tasked with doing PR for any show for the first time or even those have done it before and need to brush up on the latest techniques.

Theatre Management
by David M. Conte (Author), Stephen Langley (Author)

A comprehensive text and indispensable reference for all arts managers.
David M. Conte’s vast expansion of the Langley classic delivers a broad, comprehensive view of theatre and performing arts management based on the premise that all the performing arts share the same core issues. Mr. Conte addresses the needs and concerns confronting 21st Century managers.

How to Run a Theatre: Creating, Leading and Managing Professional Theatre
2nd Edition by Jim Volz (Author)

Jim Volz is one of America’s leading theatre consultants with more than three decades of work with theatre, dance, music, museum and arts center management. In this book Jim Volz brings his expertise to anyone who works in arts management, from novices to middle managers to executive directors. How to Run a Theater is a unique, dynamic, and savvy guide to building an arts institution that works.

The Art of the Turnaround: Creating and Maintaining Healthy Arts Organizations
by Michael M. Kaiser

This book is a valuable management resource; arts administrators could do worse than emulate Kaiser’s work ethic, boldness of vision and ability to learn from mistakes. Those interested in keeping America’s arts institutions vital ignore his insights at their peril.

Arts Marketing Insights: The Dynamics of Building and Retaining Performing Arts Audiences
by Joanne Scheff Bernstein

Arts Marketing Insights offers managers, board members, professors, and students of arts management the ideas and information they need to market effectively and efficiently to customers today and into the future. In this book, Joanne Scheff Bernstein helps readers to understand performing arts audiences, conduct research, and provide excellent customer service.

The Stage Producer’s Business and Legal Guide
by Charles Grippo

The entire range of individuals involved in entertainment—performers, writers, and directors to box office managers, theater board members, and theater owners—will find comprehensive answers to questions on every aspect of theater business and law. Written by attorney, producer, and playwright, this book reveals hundreds of insider strategies for minimizing legal costs, negotiating contracts, and licensing and producing plays.