театр, частный театр

Как спасти частный театр?

За последний период несколько независимых театров приняло помощь государства, чтобы решить проблему дальнейшей рентабельности. О самоокупаемости говорить не приходится – содержание достойной труппы или собственного помещения, очевидно, требует дополнительной финансовой поддержки.

Гранты и другие разовые акции финансового поощрения (субсидии, льготы на аренду) не меняют ситуацию кардинальным образом, необходима стабильная поддержка. И ее теперь может обеспечить только государство.

Несмотря на различие предысторий, частные театры, так или иначе, приходят к ситуации, когда, кроме государства, им некому помочь. В прошлом месяце Минкультуры объявило о поддержке «Студии театрального искусства» (СТИ) Сергея Женовача. Театр изначально создавался и существовал в статусе частного. И Женовач не раз говорил, что при 20 ставках (в противовес 100 актерам в труппе государственного театра) он не мог себе позволить даже раз в сезон пригласить одного нового режиссера для постановки.

Предприниматель Сергей Гордеев, который построил театральное здание и содержал его затем 10 лет, в разгар кризиса прекратил финансирование. После чего весь сезон в СТИ искали новые источники средств, причем в худшем случае дальнейшее существование театра оказывалось под угрозой. В конце нынешнего сезона министерство решило принять театр под свое крыло. Теперь уникальный театр Сергея Женовача, создававшийся когда-то как студия единомышленников, обретет федеральный статус.

Один из последних показательных случаев – это обретение Студией SaunDrama Владимира Панкова своего театра-дома. С назначением режиссера на пост руководителя московского театра, бюджетного учреждения культуры, «Центра драматургии и режиссуры им. М. Рощина и А. Казанцева» студия, оказавшаяся на грани распада, получит собственную площадку и возможность продолжить работу. Несмотря на известность, коллектив всегда испытывал трудности с финансами и помещением, которого не имел 20 лет. В последние два года единственная в своем роде команда синтетического театрально-музыкального жанра начала расходиться из-за невостребованности.

Известный пример региональной ситуации – это судьба «Коляда-театра» в Екатеринбурге, который имеет статус «некоммерческого партнерства». Только спустя 15 лет со дня основания театр получил большое здание с несколькими залами в центре города, которое за свой счет взялось отреставрировать правительство области. Другие помещения, в которых долгое время на свои средства ютился один из лучших на Урале театров, – это были подвал и деревянная избушка.

Но это только одна из проблем – со сценической площадкой. А ведь ни для кого не секрет, что «Коляда-театр» выживает за счет того, что его создатель и бессменный руководитель Николай Коляда регулярно вкладывает в бюджет театра личные авторские гонорары, которые получает за постановку собственных пьес по всей стране и за рубежом. И это несмотря на периодическую господдержку и гранты на гастрольную деятельность.

Однако фестиваль «Коляда-plays», проводимый театром ежесезонно, на который в очередной раз деньги собирали с миру по нитке, – со следующего года в вопросах организационно-финансовых возьмет на себя министр культуры Свердловской области. Так как фестиваль, куда всегда съезжаются более 20 региональных и зарубежных театров, был под угрозой закрытия из-за отсутствия средств на его проведение.

Негосударственные театры появились в России в конце 80-х годов. И на сегодняшний день у нас их явно меньше, чем в Европе. Теперь же, для того чтобы остаться на плаву, частным театрам, не подкрепленным особой системой дотаций, какая есть опять же на Западе, – вроде налоговых льгот благотворительным фондам и меценатам, распределения средств через общественные организации, остается путь почти единственный – добиваться официального государственного статуса.

Источник