Придавая огромное значение роли руководства в театре, мы сегодня помещаем «Правила для художественных руководителей и режиссеров».
- Если ты непременно хочешь иметь своё лицо — не забудь предварительно обзавестись собственной головой. Все попытки обойти это правило кончались неудачно.
- Вступая в должность, не объявляй официально, что всё происходившее до тебя — было ужасно, а что отныне — всё будет прекрасно. В своё время это уже было сказано твоим предшественником.
- Большое впечатление производит чтение репертуарного плана, составленного на пять лет вперед. Ещё эффектнее было бы составить план на пятьдесят лет вперед, этим можно было бы связать потомков по рукам и но ногам. К счастью, резонанс от такой литературы длится не более недели, после чего сам составитель плана о нем забывает.
- Водружая в театре надпись — «ДОРОГУ МОЛОДЁЖИ!», лучше располагать её вдоль этой дороги, а не поперёк.
- Выдвигая молодую актрису на хорошую роль, постарайся выпустить премьеру до выхода этой актрисы на пенсию.
- Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программок кроссворды. Введение в зрительном зале игры в домино нежелательно, так как она отвлекает актёров.
- Не растворяйся в актёрах без остатка. Загадочная картинка — «Где режиссёр?» уже достаточно использована, и зритель ищет других развлечений.
- Имей в виду, что актерам свойственно быть в одном из двух состояний: а) переутомлённость от перегрузки и б) опустошённость от недогрузки. Переходные стадии встречаются крайне редко. Старайся держать актёров в первом состоянии, это полезнее для дела. 9. Если ты задаёшься целью угодить у себя в театре каждому, то очень скоро будешь ненавидим всеми.
- Не бросайся обещаниями. Актёр, не сыгравший роли Гамлета, которую ты ему обещал, утешит себя тем, что сыграет роль твоего могильщика.
- Знай, что ничто так не укрепляет здоровья основного исполнителя, как наличие талантливого дублёра. Поэтому гигиена труппы требует внимания ко второму составу.
- Критик, приглашённый тобою на должность завлита, не может уже ругать тебя по соображениям этическим. Всё, что этика может ему позволить, — это ругать твоего соперника. 13. Бойся авторов, слишком хорошо читающих свои пьесы — за мужчин, за женщин, на разные голоса изображающих шум ветра, лай собак, фабричные гудки, звон колоколов и пр. Не принимай пьесу, не прочитав её глазами.
- Если у тебя в театре завелись люди, которые тебе в лицо говорят, что ты — гений, загримируйся художественным руководителем соседнего театра и в этом виде возобнови с ними разговор. Если они и при этом будут настаивать на своём утверждении — ты выяснишь одну несомненную истину: что не умеешь гримироваться.
- Относись терпимо к взглядам твоего соперника, особенно если основное различие в ваших взглядах на театр заключается в том, что он собирает фарфор, а ты — фаянс.
- Помни, что лучшая поваренная книга не служит оправданием испорченного обеда. Поэтому качество поставленного тобой спектакля значительно существеннее того, по какой системе ты этот спектакль ставил.
- Некоторые полагают, что творческие декларации служат дополнением к практической деятельности. И если чего не хватило на деле, то можно добавить на словах. Это неверно».
Акимов Н.П., Правила хорошего тона / О театре, Л., «Искусство», 1962 г., с. 301-303.